понедельник, 15 октября 2012 г.

<...> Философская антропология есть центральная часть философии духа. Она принципиально отличается от научного — биологического, социологического, психологического — изучения человека. И отличие это в том, что философия исследует человека из человека, исследует как принадлежащего к царству духа, наука же исследует человека как принадлежащего к царству природы, т. е. вне человека, как объект... Как существо, принадлежащее к двум мирам и способное себя преодолевать, человек есть существо противоречивое и парадоксальное, совмещающее в себе полярные противоположности. С одинаковым правом можно сказать о человеке, что он существо высокое и низкое, слабое и сильное, свободное и рабье. <...> Человек не есть только порождение природного мира и природных процессов, и вместе с тем он живет в природном мире и участвует в природных процессах. Он зависит от природной среды, и вместе с тем он гуманизирует эту среду, вносит в нее принципиально новое начало. Творческий акт человека в природе имеет космогоническое значение и означает новую стадию жизни космической. Человек есть принципиальная новизна в природе. Проблема человека совершенно неразрешима, если его рассматривать из природы и лишь в соотношении с природой. Понять человека можно лишь в его отношении к Богу. Нельзя понять человека из того, что ниже его, понять его можно лишь из того, что выше его.
 Вопросы и задания:
1) Как вы понимаете отмеченную философом уникальную особенность человека выступать субъектом и объектом деятельности? Поясните свою мысль на примерах. 2) Разделяете ли вы мнение философа о человеке как существе «парадоксальном» и «противоречивом»? Свой ответ подкрепите аргументами. 3) Прокомментируйте мысль Н. А. Бердяева о том, что «человек есть принципиальная новизна в природе».


1 комментарий:

  1. 1)Я понимаю отмеченную философом мысль так:
    Человек может быть субъектом и объектом. Человек, который изучает что-либо, например человека, принадлежащего к царству животного, т.е. его биологическую сторону, является субъектом, а человек, которого изучают - объектом изучения. Человек так же может быть объектом и субъектом одновременно. Например, можно создать ситуацию: предложить человеку сыграть в игру "Найди 10 отличий" и предоставить ему абсолютно одинаковых людей (близнецов). В этот момент человек, который ищет отличия, внимательно изучает 2-х людей, т.е. является субъектом, а близнецы - объектом, но в то же время, человек является и объектом, т.к. игру предложили, чтобы изучить его поведение в такой ситуации. Проще говоря: " Человек изучает человека, который изучает человека". Это уникально, т.к. никто другой на Земле, кроме человека, на такое не способен.
    2)Да, разделяю. Очень простой пример - бытие человека:"Человек жертвует своим здоровьем для того, чтобы заработать деньги. Потом он тратит деньги на восстановление здоровья. При этом он настолько беспокоится о своем будущем, что никогда не наслаждается настоящим. В результате он не живет ни в настоящем, ни в будущем. Он живет так, как будто никогда не умрет, а умирая, сожалеет о том, что не жил." (Далай-Ламу). Другой пример: "Я слышал столько клеветы в Ваш адрес, что у меня нет сомнений: Вы — прекрасный человек!" (О. Уайльд).
    3) Человек - новизна, т.к. в природе он появился относительно недавно. Человек - принципиальная новизна, т.к. ни одно животное на Земле не делало того, что делает он. Человек "подгибает" природу под себя, человек изучает человека, человек много мыслит. Одним словом, человек - многогранен. Он - уникальное существо, которое создала природа.

    ОтветитьУдалить